Виды работ, которые можно использовать на уроках
окружающего мира при подготовке к ВПР
Диагностическая работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, форме и количеству заданий.
Задания 1 части работы относятся к сфере социально-гуманитарного знания. Они направлены на выявление уровня освоения начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Лучше всего учащиеся выполняют задания, требующие распознавания предмета и указания его назначения . С данным заданием справляются почти все обучающиеся: все они смогли назвать изображенный предмет и пояснить его назначение.
Задание ДВА имело более сложную структуру: требовалось определить профессию, представитель которой изображен на фотографии; дать пояснения о том, какую работу выполняют люди этой профессии; назвать наиболее важные для представителей этой профессии качества и пояснить свой выбор качеств.
Здесь в помощь обучающимся можно разработать упражнения, направленные на умение осознанно строить речевое высказывание и инструкции для детей, которые позволяет сконцентрировать внимание учащихся на том, что ОТВЕТЫ В ВЫСКАЗЫВАНИИ ДОЛЖНЫ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ.
Задание ТРИ представляло собой небольшое сочинение (объемом 7–8 предложений). Оно имело альтернативный характер: на выбор учащимся предлагалось две темы. Ответы учеников на задание 3 проверялись с точки зрения как содержания (критерий 1), так и языкового оформления (критерий Не все учащиеся могут выразить свою мысль. Типичной ошибкой при составлении текста было отсутствие достаточного количества аргументов.
Исходя из этого можно составить памятки для составления текстов – рассуждений и упражнения для формирования умения акцентировать ответ на ключевом слове вопроса.
2 Часть работы содержит задания, традиционно проверяющие содержание раздела «Человек и природа».
Задания 4 и 5 работы направлены на проверку базовых понятий раздела, к которым традиционно относятся знания (узнавание) тел живой и неживой природы, а также характерных явлений природы.
Задания 6 и 7 позволяют проконтролировать умение понимать условно-графическую информацию, представленную в средствах массовой информации в разделе описания и прогноза погоды.
Задание 8 дает возможность выявить у обучающихся умение различать в описании опыта его цель, ход опыта и выводы, тогда как задание 9 позволяет проверить умение устанавливать причинно-следственные связи этапов осуществления определенной деятельности.
Задания 10 и 11 проверяют умение работать с географической картой/схемой, на которой обучающиеся должны определить выделенную территорию, а после указать типичных ее обитателей из числа изображенных животных.
Задание 12 контролирует умение работать с естественнонаучным текстом, где обучающиеся должны не только понять его содержание, но и, самостоятельно определив основания, провести сравнение двух описанных объектов.
Задания 13 и 17 позволяют проверить умение проводить классификацию объектов по одному или нескольким заданным основаниям.
Задание 14 связано с логическим установлением следствий определенных событий.
Задание 15, 16 проверяют умение находить части целого на схематических рисунках.
Задание 18 позволяет выявить умение преобразовывать модель в целях выявления общих принципов поведения. Выполнение данного задания отражает также понимание обучающимися принятых социальных норм.
Естественно, что передо мной встал вопрос о том, как организовать работу по устранению всех выявленных недочетов с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Работу я построила по следующим направлениям:
- в рамках урока
- в рамках дополнительных консультаций по подготовке к ВПР
Составила банк тренировочных заданий, которые ежедневно включала в урок. При выполнении данных заданий обсуждала с детьми, как составлено задание, в чем его особенность и обращала внимание класса на то, какой планируемый результат оценивается. В рамках дополнительных консультаций проводила блочные задания, состоящие из 4-6 упражнений и рассчитанные на 10-20 минут. Каждая работа позволяет ученику проверить свои силы по одной теме (блоку) и оценить результат выполнения с помощью карточки для самопроверки. Данную работу проводила, опираясь на методические материалы сборника «Готовимся к ВПР. Окружающий мир»
ВПР по математике
Вводную беседу начинаю так:
- На выполнение работы отводится 45 минут. Работа содержит 12 заданий.
- Рассмотрим и выполним некоторые задания из пробных работ ВПР текущего учебного года, окунемся в образовательную среду четвероклассников.
- Перед вами – самые простые задания из работы – задания, направленные на проверку вычислительных навыков. Данные приемы вычислений отрабатываются на каждом уроке. Давайте проверим ваши математические способности
- Все мы с вами систематически ходим в магазин, но иногда приходится отправлять за покупками и детей. ФГОС ориентирует на решение жизненных бытовых задач, которые помогут детям быть самостоятельными в принятии решений.
- В каждой контрольной работе встречаются задачи геометрического характера. Вот одна из них.
- С 1 класса на уроках математики дети выполняют задачи на развитие логического мышления. Эти задания вам очень интересны. Давайте каждый из вас попробует решить такую задачу.
- Как вы заметили, задания построены по принципу «От простого – к сложному». Самая сложная задача – перед вами.
Приведу пример работы с учащимися по теме: «Формирование умения у учащихся читать, записывать, сравнивать величины, используя основные единицы измерения». Из опыта
С целью прочного усвоения единиц измерения величин и соотношений между ними целесообразно предлагать разнообразные упражнения и при подготовки к ВПР.
В начальном курсе математики формируются представления о величине как некотором свойстве предметов и явлений, которое связано с измерением.
Следовательно, изучение величин – это связь математики с жизнью. Практика показывает, что данный материал является одним из трудных в изучении разделов начального курса математики.
Типовыми являются задания: «Измерьте длину отрезка», «Выполните действия» (с величинами), «Найдите периметр (площадь) прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами» и др.
Чаще всего учащиеся допускают ошибки в преобразованиях величин, в действиях с величинами, выраженными в различных единицах, в ходе решения задач на нахождение периметра (площади) прямоугольника (квадрата), при записи единиц периметра (площади) прямоугольника (квадрата), в ходе решения составных задач с пропорциональными величинами. Причинами возникновения указанных ошибок являются:
-
несформированность понятия о величине;
-
незнание единиц измерения величин и соотношения между ними;
-
незнание алгоритмов преобразования величин, действий с величинами, выраженными в одинаковых или разных единицах;
-
несформированность общего умения решать текстовые задачи.
-
на измерение;
-
на построение отрезков определенной длины, выраженной в единицах двух наименований;
-
на перевод величин, выраженных в одних единицах, в другие единицы измерения;
-
на сравнение однородных величин, выраженных в единицах различных наименований;
-
выполнение арифметических действий с величинами.
На разных этапах урока и подготовки к ВПР предлагаю обучающимся следующие задания:
Задания для устного счета
1.Вставьте в окошко число: 8м= дм, 2ч 15мин = мин
2.Запишите величины в порядке уменьшения(увеличения):
5085 см, 5085 дм, 5085 км, 5085 м.
3.Составь по правилу столбики для величин:
9 км, 1 сут, 80 кг
4.Выбери единицы массы (времени, длины, площади):
5 дм, 1 т, 9 ч,100 кг
5.Какая величина лишняя?
А) 3080 см, 5407 км, 4078 кг, 19063 м
6.Сравни: 7300 мм* 73 м, 35см* 35 дм
Задания для закрепления арифметических действий с именованными числами .
1.Задание на нахождение ошибок «Красный карандаш»
2.Выбери правильное решение. Обоснуй свой выбор. (предлагается 2 решения)
3.Выполнение арифметических действий.
Решение задач
1.Нахождение площади, периметра прямоугольника (квадрата)
2.Выполнение несложных чертежей, рисунков, технологических карт для изготовления модели изделий. Тесная связь с предметом технология.
3.Задача с недостающими данными.
Предлагаю внести в задачу недостающие данные, либо сформулировать вопрос, а затем решить её.
4. По краткой записи, детям предлагаю составить текст и решить задачу.
5. Составление задачи по равенству. (Р = (4+5)*2)
При выполнении заданий используется преобразование величин:
а) перевод величин из различных единиц в одинаковые;
б) наоборот, перевод величин из одинаковых единиц в различные.
Необходимо вооружить учащихся алгоритмом обоих видов преобразований. Кроме этого, на этапе знакомства с этими алгоритмами полезно требовать от учащихся подробного изложения их применения.
При изучении действий с однородными величинами, выраженными в одинаковых или различных единицах используется алгоритм (сложения, вычитания, сравнения):
1.Определи, в каких единицах выражены величины.
2.Вырази единицы в одинаковых величинах.
3.Выполни заданное действие.
4.Преобразуй полученный результат.
5. Проверка.
Вывод: Математика – один из главных предметов в начальной школе, и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом. Все уроки математики следует начинать с математического диктанта, направленного на отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также решению простых арифметических задач. Дети любят работать в группах и парах, где каждый ученик должен высказать и отстоять своё мнение. Большое внимание уделяю развитию логического мышления, для этого включаю задания, направленные на логическое мышление, воображение, тренировку памяти. Мне помогал в этом кружок, который я вела два года - «Занимательная математика». Очень большая была польза!
Все задания, приведенные выше, направлены на оценку обязательных результатов обучения по предметам Обучающие упражнения помогут смоделировать ситуацию, в которой окажется ученик при выполнении Всероссийской работы. Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать ученика на определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения задний и всей работы в целом.
Мои союзники - это родители обучающихся. Совместно с родителями мы создаем оптимальные условия для успешной работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе.
Завершающий этап работы - это контроль, оценка, коррекция.
|