Суббота, 18.05.2024, 17:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Патриотическое воспитание младших школьников.

Патриотическое воспитание младших школьников
Бокова З.Д.

МБОУ БГО ООШ №11,

e-mail: zoy.b85@yandex.ru

 

Аннотация: в статье представлен педагогический опыт патриотического воспитания младших школьников. Здесь рассмотрена программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина». Важная задача учителя начальных классов - сформировать в детях любовь к своей стране и гордость за неё. Важно привить детям интерес к изучению истории своего края.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание; традиции; культурно-исторические ценности; малая Родина.

 

«Патриотизм-это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше…Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней».

А. Н. Толстой [1, с 38]

       Слова этого знаменитого русского писателя и общественного деятеля в настоящее нелегкое время для страны звучат как наказ грядущим поколениям, то есть нам, не забывать о славном прошлом Родины, героях былых времён и настоящих дней, опалённых битвой с мировым злом – нацизмом. В суете современного мира мы лишь мельком, всё реже оглядываемся назад. А ведь патриотизм, как и любое светлое чувство, нужно воспитывать в детских сердцах с малых лет.

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, так как детство и юность – наиболее благоприятное время для воспитания и привития одного из важнейших чувств -  любви к Родине. Патриотизм – одна из главных черт всесторонне развитой личности. Несформированность этой важной ценности может повлечь за собой разрушение социальных, культурных и экономических основ национального и общественного развития.

       Школьник младших классов должен знать историю своей Родины, испытывать чувство гордости за неё и свой народ, уважать великие подвиги и свершения этого народа. Огромную роль в воспитании этих качеств играет школа.  В школе есть все необходимые условия, которые позволят развить в ребенке чувство любви к Родине.

       Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания красоты окружающего мира. Прежде чем рассказать о том, какой дорогой ценой завоевали старшие поколения радости детства, надо открыть ребятам глаза на красоту родной природы. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства, пусть с этим уголком связывается образ великой Родины» [2, с 266]. В связи с этим мной была разработана программа внеурочной деятельности «Моя малая родина». Программа рассчитана на четыре года. В неё входят такие разделы, как: изучение истории своей семьи, её родословной и семейных традиций; изучение истории своего города, края, их прошлого и настоящего; изучение истории культуры, быта своего края. Задачами первого года обучения являются:

- воспитание чувства ответственности за свои поступки, самоуважения и уважения к другим людям;

- формирование представления о социальном окружении человека, умения вести себя в нём в соответствии с общечеловеческими нормами;

- развитие у учащихся и их родителей интереса к изучению родословной и истории своей семьи.

       В начале года обязательно провожу экскурсию по школе, не только с целью ознакомления учащихся с учебными кабинетами, но и показываю детям, что они стали равноправными членами большой семьи «Школа».

       В течение всего года организую работу ребят по изучению истории своей семьи, составлению родового древа семьи. Дети находят старые фотографии, изучают семейный архив. Круглый год выставка «Бабушкин сундук» (дети находят старинные предметы, узнают для чего они были предназначены; узнают, как раньше одевались их предки). Описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи. Провожу цикл классных часов: «Что обозначает моё имя», «История создания моей фамилии», «Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить», «Моя семья». Выставки фотографий и рисунков: «Я и моя семья», «Мой дом» и т. д. Проводятся традиционные праздники: «Посвящение в первоклассники!», «Прощание с первым классом!».

Задачи второго года обучения:

- формирование интереса к изучению истории и культуры родного города;

- воспитание чувства гордости за свой город, его историю, традиции, социальные и культурные достижения.

- развитие общественной активности учащихся в познании культурно-исторических ценностей города.

       Во втором классе начинается изучение истории города Борисоглебска, его прошлого и настоящего, культуры, быта и традиций. Проводится цикл классных часов: «Уникальный Борисоглебск», «Символика нашего города», «Борисоглебск – город памяти», «Борисоглебск – родина известных людей».  Вместе с родителями дети выполняют творческое задание: пишут сочинение на тему «Наше любимое место в городе». Проводятся выставки рисунков: «Борисоглебск – город будущего» (предлагаю ребятам представить, как наш город будет выглядеть в будущем), «Памятные места нашего города», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми военного Борисоглебска. Во 2 классе начинаю проводить экскурсии по памятным местам города.

       Задачами третьего года обучения являются:

- воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине;

- формирование представления об историческом и культурном прошлом родного края;

- развитие познавательной активности;

       В третьем классе ребята изучают историю Воронежской области, её прошлое и настоящее, культуру, быт и традиции.

       Проводятся классные часы: «Герои моего края», «Где мы живём?», «Заповедные места Воронежской области», «Достопримечательности Воронежской области»;

- фотовыставки «Красота родной природы», «Как мы отдыхали в родном краю» (семейные фотографии);

- творческая работа «За что я люблю свой край»;

- проект «Святые места»;

- экскурсионная поездка в Краеведческий музей.

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда.

       Задачами четвертого года обучения являются:

- воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой;

- формирование основ правовой культуры и законопослушности;

- развитие морально-волевых качеств, гражданской ответственности;

- воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

       В четвертом классе ребята изучают историю нашей страны, с основами правовой культуры. Проводятся исследовательские работы и классные часы: «Обязанности ученика», «Я и мои права», «Символы республики», «Национальные праздники», «Люди, на которых хотим быть похожими»;

- фотовыставка «Я люблю тебя Борисоглебск!»;

- интерактивное путешествие «Широка страна моя родная»;

- проект «Нет в родном краю семьи такой, где б ни памятен был свой герой»;

- творческая работа (сочинение) «Сколько «Я» у человека» (человек как член семьи, ученик школы, житель города…);

- волонтёрская деятельность (дети готовят сообщения для учащихся 1 - 2 классов: «Пословицы и поговорки – богатство нации», «Во имя сохранения Земли», и т. д.).

Основа воспитательной работы – взаимодействие учителя, родителей и ребёнка (ученик – учитель – родитель). Семья – это самый первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где зарождаются основы будущей личности. В каждой семье складывается определённая, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания детей. Имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания. Таким образом, современные родители, не всегда могут оказать верное влияние на формирование гражданско-патриотических качеств личности ребёнка. Поэтому значительное место в моей деятельности занимает просветительская работа с родителями. Это родительские собрания, экскурсии, творческие и спортивные конкурсы, совместные праздники. Тематика собраний, которые я провожу направлена на знакомство родителей с формами и методами гражданско-патриотического воспитания детей:

- «Значение эмоций для формирования положительной взаимосвязи ребёнка с миром»;

- «Роль самооценки в формировании личности ребёнка»;

- «Мудрые заповеди наших предков»;

- «Что значит быть счастливым человеком в своей стране»;

- «Мой ребёнок становится взрослым»;

- «Патриотизм – что это?», и др.

      Особенность патриотического воспитания в начальной школе заключается в том, что у детей младшего школьного возраста происходит формирование основ патриотизма лишь при опоре на знания о своей стране путём получения сведений о своей «малой Родине».

      Подводя итог, хочется сказать, что при формировании чувства патриотизма требуется учитывать ценностные установки и интересы детского коллектива, вовремя корректировать формы работы, показывать свой личный пример.

Список литературы

  1. Журнал о России «Моя Россия», 12.01.2018. – 38 с.

2. Сухомлинский, В. А. «Сердце отдаю детям». – Москва: Педагогика, 1974. – 266 с.

Бокова Зоя Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ БГО ООШ №11, г. Борисоглебск Воронежской области

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Pjtxrf (18.12.2023)
Просмотров: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz